Хормейстер Юрий Никифоров: Хор – это 50% умения петь, остальное - чувство плеча и умение слышать другого - "ВеликийНовгород.ру"
Интервью
Хормейстер Юрий Никифоров: Хор – это 50% умения петь, остальное - чувство плеча и умение слышать другого 04.11.2018

Хормейстер Юрий Никифоров: Хор – это 50% умения петь, остальное - чувство плеча и умение слышать другого

Главному дирижеру любительского академического хора Городского Центра культуры и досуга им. Н.Г. Васильева, руководителю хоровой капеллы Дворца детского (юношеского) творчества им. Лени Голикова, Лауреату Всероссийских и Международных хоровых конкурсов Юрию Никифорову исполнилось 50 лет. А ещё он Заслуженный работник культуры Российской Федерации. В общем, всю жизнь отдал музыке и успешно это делает до сих пор.

О том, зачем нужен хор и чего бы ещё хотел достигнуть – Юрий Никифоров в ИНТЕРВЬЮ рассказал корреспонденту ИА «Великий Новгород.ру».

ВН.ру: Юрий Сергеевич, увлеклись музыкой по настоянию родителей?

Ю.Н.: Мама очень хотела, чтобы я танцевал или пел. Так как я пел дома всегда, мама решила, что лучше петь. Правда, она сама танцевала и всю жизнь танцевала – долго в самодеятельности выступала. И сначала повела меня по своей стезе. Но как-то у меня там сразу не склеилось, не получилось, поэтому решили, что я должен петь.

ВН.ру: Сколько лет вы уже дирижёр?

Ю.Н.: Поступил в музыкальное училище в Таганроге, и с тех пор начал дирижировать. Но собственный коллектив появился после окончания Санкт-Петербургской консерватории уже. С 1997 года детский хоровой коллектив появился у меня во Дворце.

ВН.ру: В детскую хоровую капеллу приходят постоянно новые ребята?

Ю.Н.: Да, одни выпускаются, другие поступают. Потом в капелле ещё 2 этапа обучения – это младший этап, где младший хор, и старший этап, где старший концертный хор.

ВН.ру: Много ребят у вас занимается?

Ю.Н.: Порядка 35-40 на старшем этапе обучения, на младшем где-то такое же количество.

ВН.ру: То есть хор по-прежнему продолжает жить?

Ю.Н.: Вы знаете, хоровому искусству порядка 2000 лет, поэтому умереть этому искусству очень сложно. Ведь потребность человека петь существовала всегда. Сколько существует человек – столько он поёт. Поэтому хоровой жанр, а это самый доступный и самый популярный способ творческого самовыражения музыкального человека, поэтому этот жанр будет вечным. Он может переживать какие-то сложные времена, ему может не оказываться какая-то должная поддержка на уровне, допустим, управления культуры, образования и т.д. Но как искусство хор будет жить вечно, несмотря на все течения, моды и т.д. Это искусство, которое послано нам свыше, оно будет существовать помимо нашей воли: хотим мы этого или не хотим. Человек поёт всегда, поэтому хор будет существовать всегда.

ВН.ру: Но кризис сейчас испытывает этот вид искусства или нет?

Ю.Н.: Если взять любое время и спросить человека, который занимается хоровым делом или же спросить руководителя оркестрового коллектива, он скажет: «да, несомненно, есть большие сложности в том, в сём». Конечно, недостаточное финансирование, поездки детского коллектива осуществляются только за счёт родителей, пошив костюмов - только за счёт родителей, потому что нет сейчас таких статей финансирования, как, допустим, было в Советском Союзе. Поэтому всё это бремя берут на себя родители. Это материальная сторона вопроса, а если касаться духовной, всё зависит от воспитания ребёнка, того, кто руководит хоровым коллективом. Если руководителю удаётся пробудить интерес у детей к хоровому пению, к различным жанрам – к историческому, современному пению, соответственно, этот коллектив будет процветать. Все коллективы находятся на разном уровне развития и здесь множество факторов, которые на это влияют.

ВН.ру: Среди детей и их родителей интерес к хоровому пению не исчез?

Ю.Н.: Конечно, мотивация родителей очень важна, потому что если родитель не хочет или ему безразлично, это безразличие, в конце концов, спроецируется и на ребёнка. Мотивация должна исходить от родителей, от детей, а дальше твоё умение организовать, сплачивать, поддерживать на должном уровне.

ВН.ру: Но интерес-то есть?

Ю.Н.: Конечно, если бы не было интереса, ничего бы не было. Если бы это не было востребовано детьми, родителями, публикой, это умерло бы.

ВН.ру: Но раньше в советское время всё равно было больше хоров…

Ю.Н.: Это возвращаясь к вопросу об организации досуга советских людей. Он был совершенно другой. Моя мама опять-таки танцевала в хореографии очень долго, они совершенно бесплатно ездили в Чехословакию, Польшу, по разным городам России. Это костюмы, которые шились не за её счёт, это была другая совершенно система. Сейчас у нас общество прагматичное: бизнес, деньги и т.д., но, тем не менее, всё равно в этой сложной атмосфере искусство не умирает. Значит, оно живучее.

ВН.ру: У вас дети занимаются бесплатно во Дворце?

Ю.Н.: Да, это дополнительное образование детей, которые здесь получают начальное музыкальное образование. Учатся 7 лет. А на следующий год мы переходим на предпрофессиональное обучение – это будет уже 8 лет обучения и 9-й год на подготовку для профориентации.

ВН.ру: То есть надо с первого класса приходить к вам?

Ю.Н.: Да. Конечно, но мы детей берём и в более позднем возрасте – и в 9, и в 10 лет. Предварительно прослушиваем ребёнка.

ВН.ру: А любого можно научить петь?

Ю.Н.: Если у него есть уши и чувство ритма, дальше уже наше дело научить.

ВН.ру: Хор – это особый организм…

Ю.Н.: Конечно, чувство ансамбля у детей воспитывается, чувство коллективного творчества, работы в команде, ответственности за общее дело, умение работать на общую поставленную цель. Очень важные качества приобретают в хоре. Когда они работают не индивидуально для себя, а когда они понимают общую ответственность. Как Струве говорил, хор – это как маленькое общество, как маленькое государство, только в хоре во время сотрудничества не бывает конфликтных ситуаций, хор должен ладить. Гармония и лад – это основа существования этого коллектива, к чему стремится общество и любое государство, когда хочет устроить свою внутреннюю жизнь.

ВН.ру: То есть это идеальное общество в миниатюре?

Ю.Н.: Да, можно сказать и так.

ВН.ру: А вам-то что это даёт?

Ю.Н.: Когда всё получается, когда всё хорошо, когда ты видишь, что горят детские глаза, когда они воплощают музыку, как ты это слышишь, то что нам остаётся? Нам остаётся радоваться плодам своего труда, и уже на основе всего этого ставить дальнейшие какие-то задачи. Любой творческий человек хочет что-то улучшить, сделать что-то новое, что-то изменить. В этом состоит креативность и без этого творчества быть не может.

ВН.ру: Какую задачу вы перед собой ставите?

Ю.Н.: Если в широком понимании, конечно, это воспитательная функция. Мы их воспитываем через пение. Дети поют разнообразную музыку. Они поют духовную православную музыку, западную духовную музыку. Они посредством пения знакомятся с какими-то истинами христианства, с эстетикой христианства. Всё-таки мы все дети христианской культуры, правильно? Они её постигают, осмысливают через хоровое пение, если у них нет другой возможности. Также дети поют на иностранных языках – развивают свои фонетические навыки. Они много поют на английском, на латыни много поют, если это западная духовная музыка. Они знакомятся с современными стилями – они поют джаз, музыку современных композиторов, сложные композиционные, современные техники. Конечно, это их развивает культурно.

Выпускники капеллы все потом получают высшее образование, потому что это дети уже немножко другого порядка, кругозора. А что касается взрослого хорового пения, я ещё руководитель академического хора, то это, конечно же, воспитание среды Великого Новгорода. Опять-таки мы несём и духовную музыку в широкие массы. Потому что не все люди воцерковлённые, не все ходят в храм, а через концертную эстраду они тоже к этому могут приобщиться. Это позволяет не забывать нам всем наше богатое наследие русской народной музыки. Хоровой коллектив поёт очень много народных песен и знакомых широкой публике, и не знакомых. Наверное, всё-таки роль хорового искусства, основная - это воспитание человека, его духовно-нравственное совершенствование.

ВН.ру: Вы в одном интервью говорили, что в бразильской тюрьме есть хор из заключенных…

Ю.Н.: Я читал, что такая государственная программа существует, именно тюремных хоров, и, по-моему, не только в Бразилии. Я не знаю, какой репертуар они поют, но сам принцип того, что люди собираются и сотрудничают друг с другом, учатся понимать друг друга, слышать друг друга… Потому что хор – это слышание друг друга, это не только умение петь. Это 50% умения петь, остальные 50% - это опять-таки чувство плеча, умение слышать другого. В этом состоит хоровое искусство, а иначе это будет сброд поющих людей, толпа поющих людей, но это уже не будет хор, не будет музыкальный инструмент. А музыкальный инструмент – это где всё выстроено, налажено и устроено как, например, фортепиано.

ВН.ру: Вы какие-то результаты подводите к юбилею или всё-таки находитесь в постоянном поиске, в процессе?

Ю.Н.: Да, скорее всего, в процессе, потому что когда ты достигаешь определённой поставленной цели, решаешь какие-то промежуточные задачи, то, естественно, цель отодвигается выше. Что касается музыкального исполнительства, определить конечную цель – это просто нереально. К ней можно только стремиться всю жизнь, и всё равно её не достигнешь, но всё равно стремиться к ней надо. Это как стремление к Богу.

Беседовала Юлия Гончаренко

Система Orphus

Комментарии (0)