Новая выставка музея-заповедника - о восстановлении Евангелия тетр из Кировской церкви Рождества Богородицы на Устюжне - "ВеликийНовгород.ру"
НОВОСТИ

Новая выставка музея-заповедника - о восстановлении Евангелия тетр из Кировской церкви Рождества Богородицы на Устюжне

Новости › 19 Мая 2019 - 10:46 › Просмотров: 245 Комментариев: 0

Новая выставка музея-заповедника - о восстановлении Евангелия тетр из Кировской церкви Рождества Богородицы на Устюжне В Главном здании музея (Кремль, 4, 2 этаж) начала работу выставка «Средневековая рукописная книга: инструкция по выживанию» в рамках цикла «Музейный доктор».

«Выставка посвящена работе реставраторов Новгородского музея-заповедника по восстановлению уникального рукописного древнерусского памятника XVI столетия – Евангелия тетр из Кировской церкви Рождества Богородицы Устюженского уезда. На выставке представлены также редкие фотографии, раскрывающие комплексный процесс восстановления средневекового кодекса изнутри, на каждом этапе реставрации», - уточнили в пресс-службе музея-заповедника.
Выставка продлится по 15 июля.

Рукописные средневековые книги, хранящиеся в фондах Новгородского музея-заповедника, составляют весьма значительное число памятников культуры прошлого древнего Новгорода, требующих внимания реставраторов. Обычно, это древнерусские рукописи XII – XVII вв., книги (или кодексы), написанные на пергаменте или бумаге, в оригинальных или более поздних переплетах. Поэтому процесс реставрации чаще всего затрагивает основной компонент средневековой рукописной книги – пергамент и бумагу, а также текст и живопись – миниатюры, инициалы (заглавные буквы крупного размера) и орнаментальные украшения.

С материальной точки зрения рукописная книга является весьма сложным организмом – книжный блок, собранный из определенного количества тетрадей, состоящих из нескольких двойных листов. Переплет, защищающий блок, изготавливался из дерева или картона (в качестве основы), а также кожи, ткани, пергамента, бумаги (для покрытия), металла, дерева, кости (для фурнитуры – жуковин (металлических накладок), уголков, застежек). Третий элемент – тематические иллюстрации (“миниатюры”) рукописной книги и многочисленные инициалы и украшения.

Каждая из трех составляющих под воздействием различных факторов (времени, условий хранения и бытования, технологии производства) подвергалась большим или меньшим разрушениям. Следует помнить, что любая книга религиозного содержания подразумевала постоянное использование, отсюда силовые места рукописи, у корешка, прежде всего подвергались деформации. Препятствовать этому должны были застежки, ремешки из кожи и металла, которые плотно сжимали верхнюю и нижнюю доски переплета, вместе с тем препятствуя попаданию пыли внутрь книги.

В первую очередь, необходимо уметь серьезно проанализировать состояние и причины разрушений рукописи в целом и ее отдельных компонентов. Поэтому сначала реставраторы демонтируют книгу – разбирают ее на составные части. Затем в отношении каждой из них реставрационный совет по рекомендации специалистов выбирает наиболее эффективный путь восстановления и ремонта.

Евангелие тетр 1550 г. из Кировской церкви Рождества Богородицы на Устюжне (262 листа) было украшено киноварными инициалами (киноварь – специальная краска красного цвета из сульфида ртути) и заглавиями. Переплет состоял из деревянных досок в выцветшей ткани в два слоя. На крышках переплета были набиты доски-оклады из чеканного желтого металла: на верхней в центре – «Воскресение», по углам – евангелисты с символами, на нижней – растительный орнамент, обрамления чеканной веревочкой и цепочкой, пять круглых металлических выпуклостей-жуковин. Исходя из ярлыка на одном из листов, книга поступила в научную библиотеку Новгородского музея либо из собрания Софийской библиотеки, либо из Новгородского епархиального древлехранилища.

До реставрации рукопись находилась в неудовлетворительном состоянии: оба слоя ткани обветшали, припереплетные листы и обклейки крышек были повреждены насекомыми и загрязнены, верхний припереплетный лист оторван от книжного блока. От застежек остались только металлические шпеньки в их основании. Бумажные листы также были повреждены, пожелтели, встречались пятна от влаги и плесень.

В 2002 - 2003 годах была произведена реставрация бумаги рукописного памятника в ООО «Созидание» (Санкт-Петербург). В ходе реставрационных работ удалены клей, пятна ржавчины, воска, плесени, жировые пятна с бумажных листов. Реставраторы занимались очисткой пострадавших частей рукописи водным способом, подбором и окрашиванием недостающих фрагментов инициалов, заглавий и украшений.

Реставраторы Новгородского музея Сергей Ефимов и Светлана Чуткина в 2009 – 2012 гг. заменили нижнюю ткань переплета и корешка на новый хлопчатобумажный холст, верхняя декоративная ткань была восстановлена. В местах разрывов и сечений восстанавливались утраченные нити. Обложку книги сдублировали на более современную, а крышки и припереплетные листы обклеили новой реставрационной бумагой. Металлические посеребренные чеканные пластины оклада были очищены от окислов, места с деформацией исправлены, проржавевшие гвозди заменены. Рукопись получила новые застежки из желтого металла на кожаных ремнях с сохранением старых шпеньков. Бумажные листы с утратами были заполнены новой бумажной массой, а ветхие части укреплены.

Источник: Информационное агентство ВеликийНовгород.ру

Система Orphus

Ещё новости по теме:  Культура

20.05.2019 17:13
В Кохтла-Ярве представляют новгородскую выставку графики о жизни и творчестве Достоевского
20.05.2019 12:46
Фильм о династии Рюриковичей, который снимался в Великом Новгороде, покажут на Первом канале в этом году
19.05.2019 17:35
В начале июня в Великий Новгород с «обменными гастролями» приедет Челябинский театр драмы
18.05.2019 11:07
Сегодня новгородцам на «Ночи музеев» предложат постичь «Химию творчества»
18.05.2019 09:06
К 15-летию студии «Традиционная кукла» приурочена выставка «Новгород, овеянный легендами»


виджет для Яндекса

Возврат к списку




Комментарии (0)