Министр строительства и ЖКХ Ирина Николаева: Пока новгородцы еще не осознали свою обязанность по оплате мусора - "ВеликийНовгород.ру"
Интервью
Министр строительства и ЖКХ Ирина Николаева: Пока новгородцы еще не осознали свою обязанность по оплате мусора 19.03.2019

Министр строительства и ЖКХ Ирина Николаева: Пока новгородцы еще не осознали свою обязанность по оплате мусора

О новой схеме обращения с твердыми коммунальными отходами в очередной раз рассказывали чиновники журналистам. Поводом послужила появившаяся в федеральных СМИ информация о том, что Новгородская область вошла в число 36-ти регионов, где граждане дважды платят за мусор. Региональные чиновники стали объяснять, как в прошлом году отобрали трех операторов по обращению с мусором - смотрели на их финансовую устойчивость, отсутствие долгов, наличие лицензии. В общем, проверяли их надежность. Далее министр строительства и ЖКХ Новгородской области Ирина Николаева углубилась в подробности.

С чего все начиналось

У нас было 20 заявок от 9 участников. Участвовали организации не только из Новгородской области, но и из других субъектов. По результатам конкурсного отбора цена была снижена примерно на 30% - почему у нас одни из самых низких тарифов регионального оператора в Российской Федерации. Некоторые претенденты обратились потом в суд. Суд определил, что расчет стоимости за обращение с ТКО правильный, все наши требования конкурсной документации были признаны правильными. Мы заключили соглашения с тремя региональными операторами – «Экосервис» - отвечает за Валдайский и Шимский «куст», «Экосити» - это Новгород и прилегающие территории, и «Спецтранс» - это Боровичи. Отработали уже полгода. Конечно, жалобы были – скрывать нечего.

Жалобы

Конечно, народ недоволен. Первое, что, вообще, с него берут деньги, потому что раньше обязанности по частному жилому фонду по оплате не было, в принципе. Более половины жилого фонда состоит из частных домовладений. Люди недовольны, что берут за мусор не по факту, а из норматива. Но это законодательство. Схемами по обращению с отходами мы предусмотрели возможность вывоза мусора, как в мешках - для удобства населения, и другие виды. Либо это сбор в мешках, либо это сбор на контейнерных площадках в контейнеры, либо в личных контейнерах или других емкостях. Обязанность по созданию мест складирования коммунальных отходов в многоквартирных домах – это обязанность собственников многоквартирных домов – либо УК, ТСЖ или обслуживающей организации, для муниципалитетов – это органы местного самоуправления. Региональный оператор в соответствии с графиками, которые он размещает на своем сайте, представляет органам местного самоуправления и прописывает все в договорах. Вообще, у него публичный договор.

Региональный оператор обязан приехать, забрать мусор, убрать, если он вывалился, отвезти на места утилизации – на полигоны.

Народ жалуется на то, что берут деньги, в принципе. Народ считает, что денег берут много. И то, что не соблюдается своевременность вывоза. В 2018-м году было 43 обращения, процентов 40 - по графикам выезда. Проверка проведена – выезжали на место, изучили документы, в том числе по движению их машин, потому что все они оборудованы системой ГЛОНАСС. Нарушений не выявлено.

Долги населения

Уровень сбора оплаты по прошлому году – по Новгороду в 4-й зоне – более 90%, по всем остальным муниципальным образованиям в области в пределах 60%. Пока народ еще не осознал свою обязанность по оплате, поэтому право регионального оператора выставить счет. Такой же порядок, как по любой коммунальной услуге. Если кто-то не оплачивает, он отправляет досудебную претензию и взыскивает в судебном порядке задолженность по оплате за коммунальные услуги. У нас нет проблемы с многоквартирным жилым фондом, потому что он весь учтен. Проблема с частным жильем, где люди, в принципе, никогда не платили за вывоз мусора.

Не живу – за что платить?!

Много вопросов бывает у народа: «Я не проживаю, а почему я должен платить?». Опять же это правилами урегулировано. У нас как считаются проживающие? Те, кто зарегистрированы по месту жительства. В законодательство были внесены изменения. Теперь, если никто не прописан, то начисляется по количеству собственников. Если человек зарегистрирован, но какое-то время проживает в другом месте, так же, как по любой коммунальной услуге: если это более 5 дней, ты берешь справку, подтверждающую, что ты проживаешь в другом месте, идешь к поставщику коммунальной услуги, тебе делают перерасчет за время твоего непроживания.

Оплачивается норматив, умноженный на тариф, по количеству зарегистрированных проживающих либо собственников.

"Охота" за скрывающимися жильцами

При подтверждении органов внутренних дел совместно с активом домом, представителем организации, которая предоставляет коммунальную услугу, что проживает человек больше, чем зарегистрировано, составляется акт и ведется доначисление на количество проживающих. Но это, во-первых, надо выявить. Это должен появиться кто-то, кто скажет, что у меня в соседней квартире живет добрая цыганская семья.

Тариф

Расчет стоимости тарифа для регионального оператора проверен в судебном порядке – до Высшего Арбитражного суда.

Нормативы установлены в зависимости от уровня благоустройства. Минимум по неблагоустроенному жилью – 36 руб. с человека и максимальный – 78,08 руб. – это 4-я зона (прим. Великий Новгород), благоустроенное жилье.

Мы одни из нескольких регионов, которые дифференцируют нормативы по видам благоустройства. У нас не просто на область установлена какая-то цена. У нас человек платит, в зависимости от того, где он проживает, есть ли у него централизованная система тепло-, водоснабжения, водоотведения. Если в сельской местности живет – платит дешевле. Нормативы мы устанавливали в 2016-м году. Через 3 года опять же комиссионно поедем замерять мусор и смотреть, будут ли основания для пересмотра нормативов.

Почему Новгородская область попала в 30-ку регионов с двойной оплатой?

Куда мы попали? Мы попали не в то, что многие СМИ написали, что у нас тарифы регионального оператора в 2 раза больше. Мы попали в перечень регионов, где выявлены факты двойной оплаты. Раньше услуга по вывозу мусора была в составе жилищной услуги на ремонт и содержание жилого помещения. Как только региональный оператор приступил к своей деятельности, эта услуга была выделена в отдельную.

Управляющие организации или ТСЖ должны были исключить эти затраты из состава жилищной услуги. Факты, когда региональный оператор выставил, а жилищная организация не убрала эти расходы из своих затрат, оставив себе эти деньги потребителя, были. Мы с этими нарушениями уже поборолись, разногласия с управляющими компаниями в судебном порядке уже урегулировали. Выданы предписания, перерасчеты сделаны.

Почему мы попали в 30-ку? Потому что все этим начали заниматься только с января 2019-го года. И просто этого на территории большинства субъектов еще никто не выявил, а мы стали заниматься с 2018-го года - раньше.

Я считаю, в настоящее время мы все большие проблемы, которые у нас были с определением места сбора мусора, с переделкой контейнеров, с заключением договоров, с графиками мы в большей части отрегулировали. Что нам делать? - мы знаем, поэтому будем работать дальше на благо Новгородской области.

Планы и перспективы

В 2018-м году мы начали заниматься установкой ёмкостей для сбора батареек. К раздельному сбору мусора региональные операторы должны будут со временем тоже прийти. Пока у нас задача – оборудовать места для сбора отработанных батареек.

Мусоросжигательный завод когда-нибудь будет. Если мы возвращаемся к опыту цивилизованных стран, например, к Финляндии. Когда-нибудь мы придем к тому, что у нас дома на кухне будет стоять ведро из трех секций, начнут их продавать. И мы будем мусор складывать в три отделения. Когда ты приезжаешь на мусоросжигательный завод в Финляндию, и спрашиваешь: а где вы сортируете мусор? Отвечают: «мы его не сортируем, мусор сортирует потребитель». Значит, потребителю с детских лет привили то, что он должен делить на фракции, которые могут использоваться в дальнейшем. Я была на заводах, которые работают уже 30 лет, никто не скажет, что там воняет. Там чистота, порядок, красота.

Подготовила Юлия Гончаренко

Система Orphus

Комментарии (5)

новгородец, 21.03.2019
+1 -1

Кто скажет что полезного для Новгородцев сделала эта женщина???? Если послушать её, да и не только её, то нужно повышать и повышать тарифы, а то пропадем. Вот наши чинуши молодцы, говорят то что им выгодно, а что не выгодно умалчивают. В Финляндии стоят автоматы по приемке пластика, алюминия и т.д. и деньги за это платят. А у нас? Поставьте такие автоматы и у нас сортировка начнется!!!

Алексей, 22.03.2019
+1 -1

Судя по овалу лица эта женщина занимается уничтожением продовольствия вредного для окружающих!

Ирина, 11.04.2019
+1 -1

Как это что? Вон какое доброе огромное личико и туловище. Она вся раздобрела для вас дорогие жители Вкликого Новгорода.

гость, 25.03.2019
+1 -1

В СССР всегда можно было сдать тару и получить продукт за её минусом, например молоко (бутылки- стекло), и прекрасно это работало, люди приносили и сдавали, ноль отходов. А теперь за упаковку ужас сколько переплачиваем и ещё за её утилизацию. И ещё в СССР , упаковка была в основном из бумаги, т.е. экологически чистая, в Европе сейчас к этому пришли(любят же чиновники сравнивать как там), отказались от пластика, полиэтилена, а мы теперь погрязли в этом. Авоськи многоразовые и т.д. Всё новое, хорошо забытое старое, поучитесь или вспомните, не так уж много времени прошло от развала СССР.

иван грозный, 05.04.2019
+1 -1

в общении с людьми эта особа наглая и самонадеянная, а как пилила бабло с бывшим гендиром Фонда капитального ремонта уткиным, вам и не снились такие бабосы, я знаю о чем пишу.